Этап 6. Продажи с помощью дилеров и агентов
Вполне понятно желание компании, стремящейся на зарубежные рынки, найти такого дистрибьютора, который досконально знает рынок и его особенности, а вдобавок умеет продать что угодно кому угодно. Такой дистрибьютор будет изо всех сил стараться продать именно этот продукт и быстро превратит его в хит. А компания просто заплатит ему процент от сделки.
Однако все это — из области ненаучной фантастики. А в реальности профессиональные дистрибьюторы и дилеры предпочитают работать с теми компаниями, которые сами отлично знают рынок, немало вкладывают в его продвижение и предоставляют только сертифицированные товары.
За организациями, которые выходят на экспорт впервые, обычно не стоит очередь из посредников. И стремясь как можно скорее занять свою долю, российские компании нередко заключают договора с непроверенными агентами, руководствуясь принципом «хоть кто-то пришел». К сожалению, итоги бывают печальны: фирма теряет отгруженный товар и не получает никаких денег.
Те дистрибьюторы, которые работают не первый год, отлично понимают, что от презентации товара до совершенной сделки могут пройти месяцы, а то и годы (например, если товар — сложный инженерный продукт). Не желая тратить время и силы на начинающего экспортера, опытные агенты часто отказываются работать с ним.
Как быть, если вы получили отказ?
Как ни парадоксально, но нужно засучить рукава и самим взяться за дело. В первую очередь вам предстоит:
1. Определить целевой сектор рынка.
2. Прописать уникальное торговое предложение.
3. Понять, кто ваш покупатель.
4. Принять маркетинговую стратегию и разработать бюджет
Как уже говорилось выше, предварительное изучение рынка серьезно повысит шансы на успех в переговорах и заключение договора с дилером. Еще лучше, если будет заранее подготовлен бизнес-план с указанием следующих параметров:
- ваши планы по занятию доли рынка,
- ваше УТП (уникальное торговое предложение),
- план маркетинговой стратегии,
- портрет потребителя,
- почему отдали предпочтение именно этой компании.
Большинство дистрибьюторов предпочитают подписание эксклюзивного контракта, и их можно понять: ведь никому не хочется делить прибыль. Однако можно понять и экспортера: если дела пойдут плохо, перейти к другому дилеру будет очень сложно. Но выход есть всегда, и имя ему — годовой план продаж. Его суть в том, что если дистрибьютор не выполняет установленного плана (согласованного обеими сторонами), то компания имеет право расторгнуть контракт.
Как выбрать надежного дилера? Стоит руководствоваться рядом требований, которым должен отвечать дистрибьютор:
1. Величина компании, продолжительность работы на рынке.
2. С кем работает (кто ее клиенты, из какой отрасли).
3. Есть ли опыт международных поставок, возможность оказать содействие в таможенных делах.
4. Деловые партнеры, профессиональные связи.
5. Наличие финансовых возможностей для продвижения.