Наиболее перспективные и развивающиеся сферы в Финляндии
Для российских предпринимателей активный интерес представляют такие сферы деятельности, как фармацевтика, высокие технологии, туристический сектор и IT-сфера. Наиболее известные и масштабные российские проекты, прочно интегрировавшиеся в финский рынок, это компания «Яндекс» и фармацевтическая компания «Цитомед».
Как и во многих развитых странах, лидерские позиции занимают такие отрасли, как IT, а также услуги в социальной и медицинской сфере. Также ускоренными темпами растет рынок создания компьютерных игр и приложений: его специфика позволяет процветать даже небольшим компаниям. Качественные услуги в социальной и медицинской сфере также весьма востребованы в Финляндии. Их основными потребителями являются пенсионеры, которые имеют достаточно высокий финансовый уровень. Сюда же относятся сфера туризма и развлечений для людей старшего возраста. Финны все больше вовлекаются в интернет-торговлю, поэтому данный сектор растет очень активно и быстро. Все большее количество потребителей заказывают товары в интернет-магазинах, ибо последние предлагают огромный выбор и доступные цены. Какие отрасли наиболее перспективны именно для представителей российского бизнес-сообщества? Это фаст-фуд, мода и IT.
1. IT-сфера.
Статистика утверждает, что глобальный рынок программного обеспечения увеличивается ежегодно на 5%. Особенно быстро растет доля следующих направлений:
приложения для совместного ведения проектов;
облачный хостинг;
аналитика и управление данными.
Финские разработчики наиболее активно проявляют себя в сфере облачного хостинга и создания приложений. Обширный рынок компьютерных игр также считается их крупным достижением: с 2010 года он увеличился в 15 раз!
Подобный прогресс был бы невозможен без постоянного и достаточного финансирования. Так, ныне широко известный разработчик Supercell, создав всего 2 игры на средства инвесторов (сумма составила более 1,5 млрд евро), поднялся выше лидеров App Store1, EA2.
Почему финский IT-рынок столь привлекателен?
Доступное финансирование для создания софта, а также его продвижения и продажи.
Такой подход может обеспечить успех практически любому продукту. Различные формы финансирования – от стандартного кредитования по доступным процентным ставкам до венчурных форм – позволяют быстро продвинуться новой разработке. Вот несколько доказательств. Финский фонд «Текес» вложил в финские разработки компьютерных игр больше 70 миллионов евро. Это итоговая сумма, которую с 1996 года получили более 100 разработчиков компьютерных игр. А общая сумма инвестиций в отрасль только в 2014 году превысила 25 миллионов евро!
Вариант сотрудничества с крупными мультибрендовыми магазинами. Наиболее популярными считаются «Сокос», «Алекси13», «Стокманн». Для начала стоит обратиться к директорам по закупкам: они постоянно охотятся за новыми брендами и интересными поставщиками. Но стоит быть готовым к жесткому отбору и многочисленным критериям. Так, та же сеть «Сокос» определяет своего партнера по известности бренда, гарантиям поставок, перспективам развития и тому, насколько партнер готов вложиться в продвижение бренда.
Открытие и продвижение собственного интернет-магазина из России либо работа с местными и глобальными интернет-площадками.
Работа в формате франшизы.
3. Фастфуд, или быстрое питание.
По сравнению с российским, рынок фастфуда Финляндии не отличается большим разнообразием. Так, мировые гиганты, успешно работающие в России не первый год, только открывают свои точки в стране Суоми. Это такие сети, как Burger King, Starbucks и Dunkin' Donuts. Что касается домашних сетей, то наиболее успешными являются Hesburger (281 ресторан) и Kotipizza (262 ресторана). Заметно меньше точек у американских Subway (144 ресторана) и McDonald's (83 ресторана).
Стандартный подход – открыл и заработал – уже стал вчерашним днем, и предприниматели это отлично понимают. Поэтому все чаще появляются необычные концепции удивляющие и привлекающие внимание потребителя. К примеру, вышедшая на рынок в 2014 году сеть Splizzeria удивляет своих гостей возможностью сбора пиццы прямо перед клиентом, из различных начинок, с использованием оригинальных добавок и специй.
Преимущество финского рынка фастфуда заключается в том, что кухня не столь разнообразна и покупатель не избалован изысками. Основные блюда, которые предлагаются финнам местными сетями, – это гамбургеры и пицца, азиатская кухня пока представлена не особенно широко. А это значит, что перед бизнесом открыто немало практически свободных ниш.
Учитывая, что финские семьи проводят все больше времени в ресторанах, можно полагать, что вывод на рынок новой точки фастфуда будет успешным. Главное – продумать оригинальное меню при доступных ценах.
Для финнов также характерно растущее стремление к выбору здоровой пищи. Даже если они спешат, они предпочтут качественное и полезное блюдо с «правильными» ингредиентами. И это становится ключевым трендом финского рынка фастфуда.
Разнообразие предлагаемого ассортимента блюд – еще одна особенность ресторанного бизнеса, которую необходимо внедрять. Особенно если клиент видит возможность попробовать здоровую альтернативу фастфуду: каши, йогурты, супы, салаты и пр. Так поступает финская сеть Yacsa: в меню этого ресторана есть все вышеперечисленное. Помимо прочего, сотрудники сети могут подробно рассказать о том или ином блюде или ингредиенте. Таким образом, финский рынок открывает неплохие перспективы для российского бизнеса. Тем более что начальные знания о русской кухне финны уже получили – с помощью сети быстрого питания BLINIt. В ее ассортименте есть и пельмени, и борщ, и блины, и прочие русские блюда. В настоящее время торговые точки сети открыты в Хельсинки и Вантаа.
Чем обусловлена высокая популярность русской кухни в Финляндии?
Это произошло во многом благодаря упрощенному въезду финнов в Россию: им доступны безвизовые круизы в Санкт-Петербург. Именно во время поездок в Россию жители Финляндии получают возможность попробовать традиционные блюда русской кухни.
Полагаем, что такие проекты, как «Чайная ложка», «Теремок», «Крошка Картошка» и им подобные могут оказаться более чем успешными на финском рынке. И вот почему:
Целевая аудитория (финны) относятся более чем лояльно к русской кухне: они довольны ее ассортиментом, ингредиентами и пр.
Как у россиян, так и у финнов есть схожие вкусы в сфере общепита.
Количество ресторанов русской кухни в Финляндии ничтожно мало, причем большинство из них работает в премиальном сегменте, что препятствует массовому распространению русской кухни. И потому в среднем ценовом сегменте вы не встретите конкурентов.
Какую государственную поддержку можно получить в Финляндии?
Если российский предприниматель открывает представительство своей компании в Финляндии, то он может рассчитывать на целый ряд финансовых инструментов и форм поддержки. Вот основные из них.
1. Государственный фонд «Текес». Этот фонд осуществляет финансирование исследований и разработок, имеющих своей целью развитие бизнеса. Чтобы получить финансовую поддержку от фонда, необходимо спонсировать свой проект за счет собственных (не заемных) средств. Фонд предлагает программы и ресурсы, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса на международных рынках. Максимальная сумма финансовой помощи – 50 тысяч евро. Одна из таких программ – Horizon 2020. Ее цель – поддержка малого и среднего бизнеса, а общая величина фонда – 80 млн евро.
«Текес» специализируется на поддержке проектов в областях:
тестирование услуг либо произведенной продукции перед запуском на рынок;
разработка и внедрение маркетинговых стратегий на неосвоенных сегментах рынка;
подготовка бизнес-плана;
проведение клиентского или агентского интервьюирования;
научные исследования и конструкторские разработки;
защита авторского права и интеллектуальной собственности.
Каким критериям должна соответствовать компания, чтобы получить помощь от «Текес»?
Принадлежность к сегменту малого и среднего бизнеса (есть ограничения по количеству сотрудников и товарообороту).
Компания финансирует свой проект, внося не менее 50% от общих расходов.
Если организация работает менее 5 лет, то сумма финансовой помощи может возрасти до 75%, если предлагаемый ею продукт является новым и уникальным для рынка Финляндии.
2. Агентства по поддержке инвестиций в экономику страны.
Такие агентства действуют в каждом регионе Финляндии. В числе услуг, которые они оказывают иностранным компаниям на безвозмездной основе, – поиск потенциальных партнеров, изучение перспектив выходящей на финский рынок продукции (данная услуга доступна для организаций, чьей сферой деятельности является развитие высоких технологий и инноваций).
Яркий пример – программа Finlanding, разработчиком которой является Helsinki Business Hub. Она действует в трех регионах: Тампере, Котка и Лахти и вписана в проект «Мост», который финансируется Министерством экономики Финляндии.
Цель программы – поддержать российские компании сектора высоких технологий при открытии представительства в Европе и помочь найти партнеров и клиентов.
Призовой пакет представлял собой бизнес-поездку в Финляндию. Индивидуальная программа тура включала консультации специалистов по созданию бизнеса в Финляндии, подбор возможных партнеров и помощь в переговорах, поддержку для запуска бизнеса и подготовки стратегии работы на финском рынке.
Чтобы принять участие в проекте, компании необходимо было выполнить следующие условия:
разработать презентацию продукта либо услуги, оформить ее на английском языке;
подготовить продукт, который адаптирован под условия финского рынка сбыта;
выстроить модель работы, ориентированную на экспортные продажи;
сформировать стратегию продвижения, команду сотрудников;
показать прибыльность компаний, начиная с 2013 года. За выполнение этого пункта компании получали дополнительные очки.
В качестве дополнительных факторов учитываются такие данные, как ориентированность инновационного продукта на международные рынки, качество и численность команды, вписываемость продукта в существующую бизнес-культуру и модель финской экономики, наличие ресурсов на продвижение, разработанная и адаптированная под финские реалии стратегия развития. Полезными факторами служили положительные отзывы клиентов из России, интегрированность в экономику конкретного региона страны.
Число заявок от желающих принять участие в программе превысило 170. После тщательного изучения были отобраны лучшие команды и лучшие программы. Их объединяла общая идея: внедрение инновационных продуктов либо услуг в различных отраслях). Вот некоторые из них:
«Geoscan Technologies» разрабатывает инструменты, позволяющие с высокой точностью прогнозировать вероятность землетрясений с большой амплитудой. Также компания предлагает строительство систем для космических аппаратов и спутников.
В компании «Parseq Lab» трудятся над созданием необходимых врачам-генетикам решений для высокоточной диагностики на молекулярном уровне.
«Автостанкопром» разрабатывает и внедряет технологии и оборудование для нанесения нанопокрытий с использованием композиции «Эпилам».
Электронная приманка для рыбы от компании «Фишмагнит» пользуется высоким спросом в финских розничных сетях.
Подводя итоги программы, Владимир Чепурной, представитель Helsinki Business Hub, отметил: «Популярность программы оказалась крайне высока. Среди участников оказалось очень много талантливых команд и интересных решений. Опыт первого проведения такой программы показал ее целесообразность и успешность, поэтому мы планируем продолжать ее и в дальнейшем».
В качестве участников выступали компании из финских регионов, а вот российские участники практически в полном составе представляли Санкт-Петербург.
Итоги и выводы
Рынок Финляндии чрезвычайно перспективен как отправная точка для развития экспортных продаж в Евросоюзе.
В качестве эффективных и перспективных ниш можно рассматривать рынок высоких технологий (особенно разработки программного обеспечения), индустрии моды и фастфуда.
Российские предприниматели могут рассчитывать на государственную поддержку, если принадлежат к сегменту малого и среднего бизнеса. Эффективную поддержку оказывают и региональные центры развития.
Непременным условием для достижения успеха является наличие собственной стратегии развития, информированность об особенностях сбыта в стране, уникальность торгового предложения и взаимодействие с партнерами.