Любой предприниматель, хотя бы единожды задумавшийся об экспортных продажах, начинает с выбора страны. - Где выход на рынок будет максимально простым?
- Как скоро окупятся вложения?
- Будет ли спрос на товар высоким?
На этапе выбора страны не требуется особенно глубокое изучение рынка. Проще всего пойти по принципу отсечения чересчур дорогих и/или неперспективных рынков. Чтобы определиться с выбором, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Насколько сложные и строгие государственные требования в области выдачи различных пермитов, сертификатов и прочего? Какова цена вопроса? Обязательно ли получение сертификата на продукцию? Так, скандинавские страны известны трудностью входа на рынок строительной продукции: без P-certificate (а стоимость его получения составляет от 6 до 20 тысяч евро и занимает несколько месяцев) товар просто не выпустят в обращение.
2. Есть ли рассматриваемая страна в списке стран, состоящих в торговых отношениях с Российской Федерацией? Например, в Таможенный союз.
3. Логистическая составляющая: особенности транспортных перевозок, сложность маршрутов, прохождение таможни. Есть ли граница с РФ или товар придется ввозить через несколько таможен разных стран? Какова будет стоимость входа в этих случаях?
4. Особенности культуры и национальные традиции: насколько они сильны в обществе и могут ли влиять на продажи? Есть ли значимые различия с Россией?
5. Конкуренты: кто они, сколько их, на каком уровне представлены?
6. Ценовой вопрос: разбег цен в нужном сегменте, цены прямых конкурентов. Сравнение своей продукции с товаром конкурентов в различных разрезах.
7. Насколько активны конкуренты, какую маркетинговую стратегию ведут?
8. Объем и состав рынка: доля внутренних и экспортных продаж, кто участники, есть ли отечественные организации?
После ответа на эти вопросы ваш список стран существенно сократится: многие вы вычеркнете из-за слишком суровых входных барьеров, низких цен конкурентов и т.д. И выбрать рынок, вкладываться в который наиболее выгодно, будет намного проще.
Большую часть информации, которая потребуется для ответов на вопросы, есть в открытом доступе в интернете, по большей части на англоязычных сайтах международных организаций:
- Российский экспортный центр,
- ВТО (Всемирная торговая организация),
- МВФ,
- ООН, раздел с информацией об экономическом развитии,
- Всемирный банк,
- Организация по экономическому сотрудничеству и развитию,
- Сайты профессиональных ассоциаций.